Поделиться:
14 марта 2014 21:55

Фактор Галиции

Располагаясь в самом центре Европы, исторически долгое время Галиция оставалась европейской периферией. Только в ХХ в., в связи с взаимным избиением европейских народов в мировых войнах, крушением традиционных империй и общим падением пассионарного уровня соседних этносов, а также своеобразием «национальной политики» СССР, галицкий фактор стал играть значительную роль в истории.

Галиция (первоначально Червоная Русь, называемая так по древнеславянскому городу Червень, затем Западная Украйна), согласно Нестору, была землей белых хорватов. Есть веское предположение, что белые хорваты — не восточнославянский, а южнославянский союз племен, и таким образом изначально предки галичан не были столь близкими родичами другим славянским племенам в государстве Рюриковичей. Первое зафиксированное завоевание Червенских городов относится к 980-м гг., когда киевский князь Владимир Святославич «железом и кровью» объединял древнерусские земли. Украинские археологи установили, что множество следов сожженных городов (городищ) в Галиции относится к концу Х в., а не ко времени Батыева похода, как считалось ранее. Естественно, в СССР эти данные старались не разглашать. В XI в. Червоная Русь несколько раз переходила от Киева к Польше и обратно, став разменной монетой в княжеских усобицах, пока здесь не вокняжилась ветвь Рюриковичей, идущая от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича. Столицей тогда был Перемышль (ныне Пшемысль в Польше). Ростиславичи принимали активное участие в усобицах. В 1141 г. столицей княжества стал Галич (отсюда название Галицкого княжества). В 1199 г. Галицкое княжество было присоединено волынским князем Романом Мстиславичем. Его сын Даниил около 1252 г. основал город Львов, который впоследствии стал главной резиденцией его потомков. Даниил Романович получил королевскую корону от папы римского Иннокентия IV, но остался верен православной церкви.

В XIV в. католический натиск на Галицию усилился. В 1349 г. Львов был захвачен войском польского короля Казимира Великого. Княжеская резиденция Высокий замок оказалась фактически за пределами нового города, сооружённого поляками. Отныне Львув стал частью Польского королевства. Город получил Магдебургское право, но некатолики были лишены прав львовского мещанства. В течение шести последующих веков поляки стали господствующим этносом в Галиции, подчинив своей власти потомков белых хорватов. В XVII-XVIII вв. галичане приняли унию с римско-католической церковью, тем самым порывая канонические связи с другими восточнославянскими этносами. В то же время, часть населения Галиции, русины (возможно, потомки русских дружинников, пришедших с князем Владимиром) столетиями сохраняли, несмотря на преследования, православную веру. Происходила постепенная благополучная интеграция галицкого субэтноса в Европу, а в 1772 г. при Первом разделе Речи Посполитой Галиция оказалась в составе Австрии, которая впоследствии объединила ее с Малопольшей (Краков) в одну административно-территориальную единицу — «Королевство Галицию и Лодомерию». При этом получилось преобладание в «Королевстве» польского населения при преобладании украинского (русинского) в Восточной Галиции.

При Габсбургах наблюдается культурный и архитектурный подъем Львова (Лемберга), остававшегося вплоть до ХХ в. польским городом. В других галицких городах преобладало польское и еврейское население. В древнерусских Бродах, например, насчитывалось до 80% иудеев. Значительная часть галицких земель находилась в руках польской шляхты и католической церкви. Используя старый австрийский принцип «разделяй и властвуй», Габсбургам удавалось сдерживать нарастающее противостояние между поляками и галичанами. В ходе революции 1848-1849 гг. украинцы остались безучастными свидетелями расстрела восставшего польского Львова австрийской артиллерией.

Огромным надеждам галицких украинцев на правительство Габсбургов, впрочем, не удалось сбыться. В этих условиях галицкие интеллектуалы стали обращать взоры надежды на Российскую империю. В Галиции зародилось идеалистическое движение — москвофильство, выступавшее за присоединение этих земель к России. Однако демографический взрыв второй половины XIX в., сопровождающийся возрастающей плотностью нищающего украинского населения на фоне системной нехватки ресурсов, привел к совсем другой проблеме. Украинцы стали массово мигрировать в Америку. Трудовая миграция стала неотъемлемой чертой образа жизни поколений галичан.

Великие войны полностью изменили этнический облик Галиции. Крах Австро-Венгерской монархии и вооруженное противостояние поляков и украинцев в 1918–1919 гг. завершилось победой Польши Юзефа Пилсудского. Главный вклад в победу поляков внесла позиция львовян, выступивших на защиту города от вооруженных до зубов украинских сечевых стрельцов. Вскоре Польшу поддержала Франция, и Западно-Украинская республика был ликвидирована. В 1920 г. Львов устоял под натиском РККА в ходе советско-польской войны. «Героический Львов – и никогда не был другим!» — восклицает в своих воспоминаниях знаменитый генерал Андерс.

Галиция вошла в состав новой Речи Посполитой как аграрная территория – «Польша Б». В отсутствие «верховного арбитра» в лице Габсбургов этнические противоречия в Галиции возрастали. Полякам, тем не менее, удалось провести «пацификацию», начать переговоры с умеренной частью галицкой интеллигенции и фактически к 1939 г. подавить выступления украинских националистов, но советско-германский пакт и грянувшая вслед за ним война похоронили надежду на национальный мир в регионе и уничтожили историческую Галицию.

В 1938 г. во Львове насчитывалось до 64% поляков и 24% евреев, но в 1945 г. во Львове оставалось лишь 9% довоенного населения. Сталинские депортации коренного польского населения, убийства евреев нацистами кардинально изменили этническую карту Галиции. Галицкие города наводнились местным аграрным населением.

«Можно рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но является фактом, что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским национализмом, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими силами галицкие националисты были не в состоянии, — отмечает исследователь этой проблемы Леонид Соколов. — Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, ликвидировал галицко-русские организации и записал всех галицких русинов украинцами, создал промышленность и науку, подготовил для них местные национальные кадры, а затем спокойно сошел со сцены, преподнеся на прощание националистам подарок в виде "незалежної Української держави" и, в частности, оставив после себя действительно "українське мiсто Львiв"».

В итоге Галиция впервые за многие столетия стала фактически моноэтничной. Эту советскую национальную политику и можно рассматривать как одну из главных причин влияния пресловутого фактора Галиции в УССР и современной Украине.